главная Внеклассная работа В гостях у сказки

В гостях у сказки

 

Пояснительная записка.

 

Образовательная программа кружка «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки,  сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это истории, рассказы, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой - увлекательное

путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через всю жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению, как процессу и ведущей деятельности человека, сегодня особенно актуальна. Техника  (аудио -видео - компьютерная) , дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Уже сегодня видим, что у детей низкий уровень развития речи, техники чтения, воображения, восприятия и нравственных устоев.

Поддержание активного тяготения учащихся  к книге, развитие интереса к ней, желания рассмотреть её, прочитать -  вот важная задача школьного библиотекаря.

В качестве учебного материала для формирования первоклассников - читателей - кружковцев выбрана сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник - читатель и слушатель особенный. Он более эмоционален, чем рассудителен, поэтому поэтические образы для него убедительны и реальны. Сказка - это особое средство познания жизни. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного  чувства. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни русского народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

Актуальность.

 

Занятия в кружке позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования  потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить  возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями.

 

Цель:

 

 Формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

 

Задачи:

 

-  Пробудить в детях интерес к сказке, книге;

-  Воспитание бережного отношения к книге;

-  Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

-  Воспитание любви к природе,  к своим близким, к своей родин

-  Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;

-  Развитие устной речи, навыков общения;

-  Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.

 

Общая характеристика курса:

 

         Кружок  способствует расширению читательского пространства, реализации  индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

 Формы проведения занятий различны.  Предусмотрены  как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание,  так и практические  виды занятий -  рисование, лепка сказочных героев,  ролевые игры, инсценировки, презентации,  праздники.

 

Описание места курса «В гостях у сказки» в рамках внеурочной деятельности.

В соответствии с образовательной программой НОО в 1 классе на изучение курса отводится 33 часа, по 1 часу в неделю.

 

                                                                          

Ценностные ориентиры:

 

        Содержание программы кружка «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего произведения устного народного творчества своей страны  и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о  книге  как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

 

Планируемые результаты реализации программы:

 

Личностные УУД:

- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- Эмоционально "проживать " текст, выражать свои эмоции;

- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- Высказывать своё отношение к героям , к их поступкам.

 

Регулятивные УУД:

- Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;

- Проговаривать последовательность действий

- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

- Учиться работать по предложенному плану.

 

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в книге;

- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- Делать выводы в результате совместной  работы педагога и группы учащихся;

- Подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.

 

Коммуникативные УУД:

- Участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать своё мнение;

- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- Слушать и понимать речь других;

- Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;

- Соблюдать правила общения

 

Предметными результатами  изучения курса являются формирование следующих умений :

1.Воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога, учащихся;

2. Отвечать на вопросы по содержанию  прочитанного;

3.Пересказывать текст полностью, кратко;

4. Составлять устный рассказ по иллюстрации;

 

 

Содержание курса:

 Игровые программы  с загадками, викторинами, встречами  со сказочными героями, просмотры спектаклей в театре "Теремок".

Прослушивание и сравнение русских народных сказок и сказок других народов: "Пых,  "Репка", "Колосок," "Колобок",  "Заяц - хваста",  "Рукавичка",  "Теремок", "Мужик и медведь", "Откуда появились медведи", "Хаврошечка", "Летучий корабль",  "Крылатый, мохнатый да масляный", иллюстрирование,  обыгрывание по ролям , поделки из бумаги  способом оригами,  лепка из пластилина,  аппликация, прослушивание  сказок в грамзаписи, инсценировки.

Знакомство с авторскими сказками  С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, В. Сутеева, В.П.Катаева:  "Двенадцать месяцев", "Курочка Ряба и 10 утят", "Капризная кошка", "Палочка - выручалочка",  "Путаница",  "Айболит", " Краденое солнце", "Цветик - семицветик".  Выявление отличительных признаков авторской  и народной сказки..

Прослушивание, чтение, рассматривание и пересказ сказок зарубежных писателей: Ш.Перро "Кот в сапогах". Г.Х.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик",  братья Гримм "Семеро храбрецов" по иллюстрациям.  Рисование героев по выбору. Литературная игра "По дорогам сказок зарубежных писателей".

Творческая мастерская "Моя любимая сказка". Изготовление элементов костюмов, декораций для инсценировки любимых сказок.

Выставка поделок, рисунков, портфолио.

Литературный праздник "Что за прелесть эти сказки".

 

 

Календарно - тематическое планирование.

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

УУД

Дата

1.

Открытие мини - музея "В гостях у сказки"

Игровая программа с загадками, викториной, встреча со сказочными героями.

 

 

2.

Р.н.с. "Репка" и белорусская "Пых"

Чтение сказки "Пых", вопросы по содержанию, сравнение героев, инсценировка сказки "Репка"

Личностные УУД: развивать способность  откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки;

- уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством педагога;

-формировать  умение высказывать  своё отношение  к героям, выражать свои эмоции;

- развивать умение оценивать поступки героев в соответствии с определенной ситуацией;

- высказывать  своё отношение к прочитанному;

- проявлять интерес к творческим успехам товарищей.

 

 

3

Украинская сказка "Колосок"

Слушание, беседа по содержанию, рисование петушка карандашами

 

 

4.

Р.н.с. "Колобок" и сказка в стихах .

Слушание, сравнение героев сказок. Изготовление зайчика из бумаги (оригами)

Познавательные УУД:

-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

-умение обобщать и классифицировать по признакам;

-учиться находить ответы на вопросы  в иллюстрациях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другие,  пересказывать тексты кратко и подробно;

-делать вывод в результате совместной работы группы кружковцев и педагога;

-учиться различать народную и литературную сказки.

 

5.

"Заяц - хваста"

Слушание, инсценировка отдельных эпизодов сказки, составление сказки по рисункам.

 

 

6.

Хоровод сказок

Викторина по знакомым сказкам, загадки, игра "Мы - волшебники - художники!"

Придумывание сказки про животных

Регулятивные  УУД:

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

-определять и формулировать цель деятельности совместно с педагогом;

-самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- учиться работать по плану, предложенному педагогом;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями книги.

 

 

7.

Сказка "Рукавичка" , "Теремок"

Слушание, сравнение сюжетов, героев, ролевая игра.

 

 

8.

"Мужик и медведь"

Слушание сказки, беседа по содержанию, разыгрывание по ролям.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других;

-учиться работать в группе, паре;

-уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-учиться договариваться с одноклассниками и педагогом о правилах поведения и общения и следовать им;

-выполнять различные роли.

 

9.

Удмуртская сказка "Откуда появились медведи"

Слушание, разговор о повадках этого зверя, подвижная игра "У медведя во бору!

 

 

10.

"Хаврошечка"

Слушание, беседа по содержанию, отгадывание кроссворда, Раскрашивание картинки к сказке.

 

 

12.

"Летучий корабль"

Слушание, сравнение героев сказки, изготовление бумажного кораблика.

Личностные УУД: развивать способность  откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки;

- уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством педагога;

-формировать  умение высказывать  своё отношение  к героям, выражать свои эмоции;

- развивать умение оценивать поступки героев в соответствии с определенной ситуацией;

- высказывать  своё отношение к прочитанному;

- проявлять интерес к творческим успехам товарищей.

 

 

13.

Р.н.с. "Два мороза"

Слушание, рисование иллюстрации к сказке.

 

14.

"12 месяцев" С.Я.Маршак

Слушание, беседа по содержанию, изготовление новогодней открытки

 

15.

Сказка  С.Я,Маршака  "Курочка Ряба и 10 утят".

Слушание, сравнение с р.н.с."Курочка Ряба", отметить различие в сказках, ролевая игра.

Познавательные УУД:

-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

-умение обобщать и классифицировать по признакам;

-учиться находить ответы на вопросы  в иллюстрациях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другие,  пересказывать тексты кратко и подробно;

-делать вывод в результате совместной работы группы кружковцев и педагога;

-учиться различать народную и литературную сказки.

 

16.

Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет"

Презентация по творчеству С.Я Маршака.

 

17.

Моя любимая сказка

Выставка книг и рисунков по сказкам, составление сказок детьми, обыгрывание полюбившихся сказок.

Регулятивные  УУД:

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

-определять и формулировать цель деятельности совместно с педагогом;

-самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- учиться работать по плану, предложенному педагогом;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями книги.

 

 

18.

Посещение спектакля в театре кукол "Теремок"

Нарисуй увиденную сказку, беседа о просмотренном спектакле.

 

19.

Крылатый, мохнатый да масляный.

Просмотр мультфильма,  пересказ сказки детьми,

 

20.

"Капризная кошка",В.Сутеев

Слушание, чтение и заучивание скороговорки про кошку, лепка кошки из пластилина

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других;

-учиться работать в группе, паре;

-уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-учиться договариваться с одноклассниками и педагогом о правилах поведения и общения и следовать им;

-выполнять различные роли.

 

21.

"Палочка - выручалочка Сутеев

Слушание, отметить характеры героев, на кого хочется быть похожим и почему? Пересказ отрывков из сказки

 

22.

Игра "Я - знаю, я читал, а ты?"

Ребусы, загадки о сказочных героях, обыгрывание сказок в группах, парах (по желанию)

 

23.

Любимый дедушка Корней

Слушание сказок  "Путаница", "Краденое солнце" в грамзаписи  в исполнении автора

Личностные УУД: развивать способность  откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки;

- уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством педагога;

-формировать  умение высказывать  своё отношение  к героям, выражать свои эмоции;

- развивать умение оценивать поступки героев в соответствии с определенной ситуацией;

- высказывать  своё отношение к прочитанному;

- проявлять интерес к творческим успехам товарищей.

 

 

24.

"Добрый доктор Айболит"

Чтение сказки, выставка детских рисунков по творчеству Чуковского

 

25.

"Цветик - семицветик" В.Катаев

Чтение сказки, беседа по вопросам,  аппликация "Цветок желаний"

 

 

26.

Г,Х.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Чтение, рассматривание и пересказ сказки по иллюстрациям. Рисование героев по выбору

Познавательные УУД:

-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

-умение обобщать и классифицировать по признакам;

-учиться находить ответы на вопросы  в иллюстрациях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другие,  пересказывать тексты кратко и подробно;

-делать вывод в результате совместной работы группы кружковцев и педагога;

-учиться различать народную и литературную сказки.

 

27.

Ш Перро "Кот в сапогах"

Слушание сказки, аппликация  кот , игра "Кот и мыши"

 

28.

Братья Гримм "Семеро храбрецов"

Слушание сказки, чтение по ролям, пересказ сказки.

 

29

Литературная игра "По дорогам сказок зарубежных писателей"

Разгадывание загадок, рассказывание сказок по иллюстрациям,  викторина.

 

30-31

Моя любимая сказка

Изготовление элементов костюмов, декораций для инсценировки любимых сказок.

 

32.

Презентация "В  гостях у сказки"

Выставка поделок, рисунков, портфолио.

 

33.

Итоговое занятие

Литературный праздник  "Что за прелесть эти сказки"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно  -  методическое обеспечение программы:

 

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор6 пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

2.Русские народные сказки. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2008. - 160 с.: ил. - (Библиотека младшего школьника).

3 Фомина Н.В. Работа кружка "В гостях у сказки" /Фомина Н.В.// Начальная школа .-2005.- №2 с. 34 - 39.

4.Жукова И.Л. Сказки такие разные… Меня влечёт сказка..: зарубежная литературная сказка/ Жукова И.Л.//Начальная школа, - 2006 .- №6 с.15 - 19.

 

Материально - техническое обеспечение:

 1. Мультимедиа, аудио и видеоматериалы;

 2. Наборы масок;

 3. Элементы костюмов для обыгрывания сказок;

 4.Портреты писателей;

 5. Сборники сказок разных лет издания;

6. Материалы для оформления и творчества детей: наборы бумаги, цветные карандаши, пластилин, краски.

 

 

 

 

  

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить